Заказать звонок


все коммерческие предложения высылать на [email protected]
для оформления заявок [email protected]



Классификация стальных канатов


Классификация канатов

Стальные канаты классифицируются по следующим признакам:

1. По конструкции (конструкция стальных канатов):

- канат одинарной свивки (спиральные) – состоящие из одного, двух, трех и более концентрических слоев проволоки, свитых по спирали;- канат двойной свивки – состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев;- канат тройной свивки – состоящие из канатов двойной свивки (стренг), свитых в концентрический слой.

2. По типу свивки прядей:

- с точечным касанием проволок между слоями – ТК;- с линейным касанием проволок между слоями – ЛК;- с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди – тросы канаты ЛК-О;- с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди – канаты тросы ЛК-Р;- с линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения – тросы канаты ЛК-З;- с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра – канаты тросы ЛК-РО;- с комбинированным точечно-линейным касанием проволок – тросы канаты ТЛК или ЛТК.

3. По форме поперечного сечения прядей:- круглопрядные канаты;

- фасоннопрядные канаты.

4. По назначению:- грузолюдские – ГЛ (марок ВК, В);

- грузовые – Г.

5. По механическим свойствам:- марок – ВК, В, I;

6. По направлению свивки:

- правой свивки;

- левой свивки – Л.

7. По сочетанию направлений свивки канатов и его элементов в канатах двойной и тройной свивки:

- крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны);

- односторонней свивки (направление свивки каната и направление свивки проволоки в пряди одинаковы) – О.

8. По виду покрытия поверхности проволоки:

- из проволоки без покрытия;

- из оцинкованной проволоки: в зависимости от поверхностной плотности цинка С, Ж, ОЖ.

9. По степени крутимости:

- крутящиеся (с одинаковым направлением свивки проволок в канатах одинарной свивки, прядей или стренг);

- малокрутящиеся (многослойные, многопрядные и одинарной свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям) - МК.

10. По способу свивки:

- нераскручивающиеся – Н;- раскручивающиеся.

11. По степени уравновешенности:

- рихтованные – Р;- нерихтованные.

12. По точности изготовления:

- нормальной;

- повышенной – Т.

13. По материалу сердечника:

- с органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов – ОС;- с металлическим сердечником – МС.

Маркировка стального каната

Пример условных обозначений

Доставка по РФ: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Первь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.

www.rr21.ru

Классификация стальных канатов и тросов

Каталог / канат / канат стальной и трос

1.По основному конструктивному признаку:

  • Канат(трос) одинарной свивки или спиральные состоят из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев. Канаты одинарной свивки, свитые только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами. Спиральные канаты, имеющие в наружном слое фасонные проволоки, называют канатами закрытой конструкции. Канаты одинарной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют прядями;
  • Канат(трос) двойной свивки состоят из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев. Канаты двойной свивки могут быть однослойные или многослойные. Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки. Канаты двойной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют стренгами;
  • Канат(трос) тройнойсвивки состоят из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой;

2.По форме поперечного сечения прядей:

  • круглые;
  • фасоннопрядные (трехграннопрядные, плоскопрядные), имеют значительно большую поверхность прилегания к шкиву, чем круглопрядный;

3.По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:

  • свивка типа ТК - с точечным касанием проволок между слоями;
  • свивка типа ЛК- с линейным касанием проволок между слоями;
  • свивка типа ЛК-О - с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди;
  • свивка типа ЛК-Р - с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди;
  • свивка типа ЛК-З - с линейным касанием проволок между слоями пряди и проволоками заполнения;
  • свивка типа ЛК-РО - с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра;
  • свивка типа ТЛК - с комбинированным точечно-линейным касанием проволок в прядях;

Пряди с точечным касанием проволок производят за некоторое количество технологических операций в зависимости от числа слоев проволок. При данном нужно использовать различные шаги свивки проволок для всякого слоя пряди и повивать грядущий слой в обратном направленности предшествующему. В итоге проволоки меж слоями перекрещиваются. Это месторасположение проволок наращивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, делает важные контактные напряжения, содействующие развитию в проволоках усталостных трещинок, и сокращаяет коэффициент наполнения сечения каната металлом. Пряди с линейным касанием проволок производят за раз технологический прием; при данном сберегается всепостоянство шага свивки, и однообразное назначение свивки проволок для всех слоев пряди, что при верном подборе поперечников проволоки по слоям, выделяет получение линейного касания проволок меж слоями. В итоге важно понижается износ проволок и быстро растетвозрастает функциональность канатов с линейным касанием проволок в прядях в сопоставлении с работоспособностью канатов на подобии ТК. Пряди точечно-линейного касания используется при надобности подмены в прядях линейного касания центральной проволоки семипроволочной прядью, когда на однослойную семипроволочную прядь на подобии ЛК укладывается слой проволок схожего поперечника с точечным касанием. Пряди имеют все шансы владеть увеличенными некрутящимися качествами.

4.По материалу сердечника:

  • ОС - канат с органическим сердечником - в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используются сердечники из натуральных, синтетических и искусственных материалов - из пеньки, манилы, сизали, хлопчатобумажной пряжи, полиэтилена, полипропилена, капрона, лавсана, вискозы, асбеста;
  • МС - канат с металлическим сердечником - в качестве сердечника, в большинстве конструкций, применяется канат двойной свивки из шести семи проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семи проволочной пряди, в канатах по ГОСТ 3066-80, 3067-88,3068-88 в качестве МС применяется прядь той же конструкции, что и в повиве. Их целесообразно применять тогда, когда надо повысить структурную прочность каната, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при высокой температуре среды, в которой работает канат;

5.По способу свивки:

  • Нераскручивающихся канатах - Н - пряди и проволоки сохраняют заданное положение после снятия вязок с конца каната или легко укладываются в ручную при незначительном раскручивании, что достигается предварительной деформацией проволок и прядей при свивке проволок в прядь и прядей в канат;
  • Раскручивающихся канатах - проволоки и пряди предварительно не деформированы или недостаточно деформированы перед их свивкой в пряди и в канат. Поэтому пряди в канате и проволоки в прядях не сохраняют своего положения после снятия вязок с конца каната;

6.По степени уравновешенности:

  • Рихтованный канат - Р - не теряет своей прямолинейности (в пределах допустимого отклонения) в свободном подвешенном состоянии или на горизонтальной плоскости, т.к. после свивки прядей и шпата соответственно напряжения от деформации проволок и прядей сняты рихтовкой;
  • Нерихтованный канат - не обладает таким свойством, свободный конец нерихтованного каната стремится образовать кольцо, за счет напряжений деформации проволок и прядей полученных в процессе изготовления каната;

7.По направлению свивки каната:

  • Правой свивки - не обозначается;/li>
  • Левой свивки - Л;

Направление свивки каната определяется: направлением свивки проволок наружного слоя - для канатах одинарной свивки; направлением свивки прядей наружного слоя - для канатов двойной свивки; направлением свивки стренг в канат - для канатов тройной свивки

8.По сочетанию направлений свивки каната и его элементов:

  • Крестовой свивки - направление свивки прядей и стренг противоположны направлению свивки каната;
  • Односторонней свивки - О - направление свивки прядей в канат и проволоки в прядях одинаковы;
  • Комбинированной свивки - К - с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки;

9.По степени крутимости:

  • Крутящиеся - с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести - и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечником);
  • Малокрутящиеся- (МК) с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям (многослойные, многопрядные канаты и канаты одинарной свивки). В некрутящихся канатах благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки) устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза;

10.По механическим свойствам проволоки:

  • Марка ВК - высокого качества;
  • Марка В - повышенного качества;
  • Марка 1 - нормального качества;

11.По виду покрытия поверхности проволок в канате:

  • Из проволок без покрытия;
  • Из оцинкованной проволоки в зависимости от поверхностной плотности цинка:
  • группа С - для средних агрессивных условий работы;
  • группа Ж - для жестких агрессивных условий работы;
  • группа ОЖ - особо жестких агрессивных условий работы;

12.По назначению каната:

  • Грузолюдские - ГЛ - для подъема и транспортировки людей и грузов;
  • Грузовые - Г - для подъема и транспортировки и грузов;

13.По точности изготовления:

  • Нормальной точности - не обозначается;
  • Повышенной точности - Т - ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната;

14.По прочностным характеристикам: маркировочных групп временного сопротивления разрыву Н/мм2 (кгс/ мм2) - 1370 (140), 1470 (150), 1570 (160), 1670 (170), 1770 (180), 1860 (190), 1960 (200), 2060 (210), 2160 (220).

Классификация канатов по отечественным и зарубежным стандартам.
ГОСТDINENBSISO
ГОСТ 2688-80DIN 3059-72 EN 12385BS 302 6х19 (12/6/1) FC 
ГОСТ 3062-80DIN 3052-71   
ГОСТ 3063-80DIN 3053-72   
ГОСТ 3064-80DIN 3054-72   
ГОСТ 3066-80DIN 3055-72EN 12385BS 302 6х7 (6/1)WSC 
ГОСТ 3067-88DIN 3060-72EN 12385BS 302 6х19 (12/6/1)WSK 
ГОСТ 3068-88DIN 3066-72   
ГОСТ 3069-80DIN 3055-72EN 12385BS 302 6х7 (6/1) FC 
ГОСТ 3070-88DIN 3060-72 BS 302 6х19 (12/6/1) WSC 
ГОСТ 3071-88DIN 3066-72 BS 302 6х37 (18/12/6/1) FC 
ГОСТ 3077-80DIN 3058-72EN 12385BS 302 6х19 (9/9/1) FCISO 2408
ГОСТ 3079-80    
ГОСТ 3081-80DIN 3058-72EN 12385BS 302 6х19 (9/9/1) WRCISO 2408
ГОСТ 7668-80DIN 3064-72EN 12385BS 302 6х36 (14/7&7/7/1) FCISO 2408
ГОСТ 7669-80DIN 3064-72EN 12385BS 302 6х36 (14/7&7/7/1) IWRCISO 2408
ГОСТ 14954-80DIN 3059-72EN 12385BS 302 6х19 (12/6+6F/1) IWRC 

kanatsnab.ru

Конструкция каната. Конструкция стальных канатов.

Рис. 1: а – ТК (6х19 + с.); б – ЛК-О (6х19 + 7х7); в – ЛК-Р (6х19 + с.); г – ЛК-РО (6х36 + с.); д – ЛК-З (6х25 + 7х7); е – ТЛК-О (6х37 + с.)

В зависимости от материала сердечника бывают канаты с органическим сердечником из лубяных (пенька) или из синтетических (нейлон, капрон) волокон, а при работе в условиях повышенных температур или химически агрессивной среды — из асбестовых волокон и канаты с металлическим сердечником, в качестве которого используют также проволочный канат двойной свивки (рис. 65, б, д). Канаты с металлическим сердечником применяют при многослойной навивке на барабан, поскольку этот канат не теряет формы под действием нагрузки от вышележащих витков, а также при резко меняющейся нагрузке и при работе в условиях высоких температур, исключающих применение канатов с органическим сердечником. Канат с металлическим сердечником, хотя и имеет более высокий коэффициент заполнения поперечного сечения металлом, из-за различных условий работы прядей сердечника и прядей каната практически не становится более прочным. Канаты с органическим сердечником более гибки, чем канаты с металлическим сердечником, и лучше удерживают смазку, так как смазка к проволокам поступает не только снаружи (в процессе работы канаты регулярно смазываются), но и из сердечника, пропитанного смазкой.

Классификация канатов по роду свивки

По роду свивки проволок в прядях различают:

  • канаты типа ТК (рис. 1, а) с точечным контактом отдельных проволок между слоями прядей;

  • канаты типа ЛК с линейным касанием проволок в пряди. Канаты типа ЛКимеют несколько разновидностей:

    • ЛК-О (рис. 1, б), где проволоки отдельных слоев пряди имеют одинаковый диаметр;

    • ЛК-Р (рис. 1, в), у которых проволоки в верхнем слое пряди имеют разные диаметры;

    • ЛК-РО (рис. 1, г) — в прядях имеются слои, составленные из проволок одинакового диаметра и из проволок разного диаметра;

    • ЛК-З (рис. 1, д) — между двумя слоями проволок размещаются заполняющие проволоки меньшего диаметра.

  • канаты типа ТЛК-О и ТЛК-Р с комбинированным точечно-линейным контактом между проволоками в пряди (рис. 65, е).

Канаты типа ТК с точечным касанием проволок применяются только для ненапряженных режимов работы, когда длительность срока службы определяется в основном не качеством каната, а условиями его использования. Канаты с линейным касанием имеют лучшее заполнение сечения, они более гибки и износостойки. Их срок службы на 30–100% выше, чем срок службы канатов типа ТК. Вследствие лучшего заполнения сечения они при той же разрывной нагрузке имеют несколько меньший диаметр.

Классификация канатов по типу свивки

По типу свивки канаты подразделяют на:

  • обыкновенные или раскручивающиеся канаты (в этих канатах проволоки и пряди после снятия перевязок концов стремятся выпрямится);

  • нераскручивающиеся канаты, свиваемые из заранее деформированных проволок и прядей: их форма соответствует положению в канате. Проволоки нераскручивающихся канатов в ненагруженном состоянии не испытывают внутренних напряжений. Эти канаты имеют значительно более долгий срок службы. Растягивающая нагрузка в них более равномерно распределяется между прядями и между проволоками в прядях. Они обладают большей сопротивляемостью переменным изгибам. Оборванные проволоки в них сохраняют свое прежнее положение и не выходят из каната — это облегчает его обслуживание и уменьшает износ поверхности барабана и блока лопнувшими проволоками.

  • некрутящиеся канаты — это многослойные канаты, которые имеют противоположное направление свивки прядей по отдельным слоям. Однако отдельные слои при огибании блока легко сдвигаются друг относительно друга, что приводит иногда к выпучиванию прядей и преждевременному выходу каната из строя.

  1. Закрепление канатов к конструкциям.

  2. Блоки о полиспасты

ростые грузоподъемные механизмы, основные детали которых - колесо с окружным желобом (шкив) и веревка или трос; используются для подъема тяжестей с приложением небольших усилий (либо с приложением усилий в удобной позиции работающего) как в качестве рабочих органов подъемных машин (лебедок, талей, подъемных кранов), так и независимо от них. Обычно блоком называют устройство, состоящее из одного шкива в оправе с подвесом и одного троса; полиспастом - комбинацию шкивов и тросов. Принципы действия этих механизмов поясняются на рисунках. На рис.1,а груз весом W1 поднимают с помощью одиночного блока усилием P1, равным весу. На рис.1,б груз W2 поднимают простейшим кратным полиспастом, состоящим из двух блоков, усилием P2, равным только половине веса W2. Воздействие этого веса делится поровну между ветвями троса, на которых шкив B2 подвешен к шкиву A2 с помощью крюка C2. Следовательно, для того чтобы поднять груз W2, к ветви троса, проходящей через желоб шкива A2, достаточно приложить силу P2, равную половине веса W2; таким образом, простейший полиспаст дает двойной выигрыш в силе. Рис.1,в поясняет работу полиспаста с двумя шкивами, каждый из которых имеет два желоба. Здесь усилие P3, необходимое для поднятия груза W3, составляет лишь четверть его веса. Это достигается благодаря распределению всего веса W3 между четырьмя тросами подвеса блока B3. Отметим, что кратность выигрыша в силе при подъеме тяжестей всегда равна числу тросов, на которых висит подвижный блок B3. Полиспаст по своему принципу действия подобен рычагу: выигрыш в силе равен проигрышу в расстоянии при теоретическом равенстве совершаемых работ. Тросом блоков и полиспастов в прошлом обычно служил гибкий и прочный пеньковый канат. Его сплетали косой из трех прядей (каждая прядь, в свою очередь, сплеталась из множества мелких прядок). Полиспасты с пеньковыми канатами широко использовались на кораблях, сельскохозяйственных фермах и вообще там, где требуется эпизодическое или периодическое приложение силы для подъема груза. Самые сложные из таких полиспастов (рис. 2) применялись, по-видимому, на парусных судах, где в них всегда была насущная потребность при работе с парусами, деталями рангоута и другой перемещаемой оснастки. Позже для частых перемещений больших грузов начали использовать стальные тросы, а также тросы из синтетических или минеральных волокон, так как они более износоустойчивы. Полиспасты со стальными тросами и многожелобковыми шкивами являются неотъемлемыми узлами главных подъемных механизмов всех современных подъемно-транспортных машин и кранов. Шкивы блоков обычно вращаются на роликовых подшипниках, а все их движущиеся поверхности принудительно смазываются.

Рис. 1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ БЛОКА И ПОЛИСПАСТА. а - одиночный блок (с одним тросом, протянутым по желобу единственного шкива); б - комбинация из двух одиночных блоков с единым тросом, охватывающим оба шкива; в - пара двужелобковых блоков, по четырем спаренным желобам которых проходит единый трос.

Рис. 2. ПОЛИСПАСТЫ с различными комбинациями блоков трех типов: слева - пара двойных блоков; в центре - тройной блок с двойным; справа - пара тройных блоков. В тройном блоке конец троса, к которому прилагается тяговое усилие, проходит через центральный желоб; при этом нижний - подвижный - блок крепится коушем так, что его ось перпендикулярна оси верхнего - неподвижного - блока.

  1. Классификация строительных машин. Общие требования к машинам

По производственному (технологическому) признаку все строительные машины и механизмы могут быть разделены на следующие основные группы:   -

1)         грузоподъемные;

2)         транспортирующие;

3)         погрузочно-разгрузочные;

4)         для подготовительных и вспомогательных работ;

5)         для земляных работ;

6)         бурильные;

7)         сваебойные;

8)         дробильно-сортировочные;

9)         смесительные;

«  10)  машины для транспортирования бетонных смесей и растворов; ' 11) машины для укладки и уплотнения бетонной смеси;

12) дорожные; - 13)  отделочные; 14)  механизированный инструмент.

Дорожные и другие строительные машины, не приведенные в перечне, в учебнике не рассматриваются, поскольку изучение их программой курса «Строительные машины и их эксплуатация» не предусмотрено.

Каждая из названных групп машин в свою очередь может быть разделена по способу выполнения работ и виду рабочего органа на несколько подгрупп, например машины для производства земляных работ могут быть разделены на следующие подгруппы:

а)         землеройно-транспортные машины: бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, грейдер-элеваторы и др.;

б)         одноковшовые и многоковшовые экскаваторы; землеройно-фрезерные машины, планировщики с телескопической стрелой и др.;

в)         оборудование для гидромеханического способа разработки грунтов: гидромониторы, землесосные и землечерпательные снаряды и др.

г)         грунтоуплотнительные машины: катки, виброуплотнительные машины, трамбовки и др.

Условия эксплуатации строительных машин отличаются определенной сложностью. Строительные машины должны обеспечивать необходимую производительность под открытым небом, в любую погоду, в любое время года; перемещаться по грунтовым дорогам и по бездорожью, в стесненных условиях строительной площадки. Поэтому исходя из конкретных условий эксплуатации к той или иной машине предъявляется ряд требований, и чем полнее отвечает машина всем требованиям эксплуатации, тем более пригодна она для использования в строительном производстве.

Каждая машина должна быть надежна в работе, долговечна и приспособлена к изменению условий работы; должна быть удобной в управлении, простой в обслуживании, ремонте, монтаже, демонтаже и транспортировании, экономична в эксплуатации, т. е. расходовать минимальное количество электроэнергии или топлива на единицу вырабатываемой продукции. Машина должна обеспечивать безопасность труда и удобство работы обслуживающего персонала, достигаемое соответствующим размещением приборов, управления, хорошим обзором фронта работ, автоматической очисткой смотровых стекол кабины, системой пневмо- или гидроуправления, помогающими уменьшить усилия на рычагах управления, изоляцией кабины от воздействия шума, вибрации и пыли. Машина должна иметь красивые внешние формы, хорошую отделку и стойкую окраску.

Машины, работающие в условиях низких или, наоборот, повышенных температур, должны быть приспособлены для работы в заданных условиях.

Часто перебазируемые несамоходные строительные машины должны иметь минимальный вес, удобства для монтажа, демонтажа и транспортирования.

К самоходным машинам, часто меняющим место работы, в числе предъявляемых требований обязательными являются маневренность, проходимость машины и устойчивость.

Маневренность (подвижность) машины — это способность передвигаться и разворачиваться в стесненных условиях, а также перемещаться по строительному участку и вне его с достаточной по производственным условиям скоростью.

Проходимость машины — это способность преодолевать'неровности местности и неглубокие водные преграды, проходить по влажным и рыхлым грунтам, снежному покрову и т. д. Проходимость определяется в основном удельным давлением на грунт, величиной дорожного просвета  (клиренса)—с продольным Ri и поперечным Яг радиусами проходимости колесных машин  ( 1), минимальным радиусом поворота.

Устойчивость машины — это способность противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть. Чем ниже центр тяжести машины и чем больше ее опорная база, тем устойчивей машина.

Производительность машины — это количество продукции (выраженное в весе, объеме, или штуках), вырабатываемой в единицу времени — час, смену, год. Различают производительность: теоретическую (расчетную, конструктивную), техническую и эксплуатационную.

  1. Устройство машин. Требования к рабочему органу и приводу машины

  2. Трансмисии

Трансми́ссия (силовая передача) — в машиностроении совокупность сборочных единиц и механизмов, соединяющих двигатель (мотор) с ведущими колёсами транспортного средства (автомобиля) или рабочим органом станка, а также системы, обеспечивающие работу трансмиссии. В общем случае трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к колёсам (рабочему органу), изменения тяговых усилий, скоростей и направления движения. Трансмиссия входит в состав силового агрегата

В состав трансмиссии автомобиля входят:

  • Сцепление;

  • Коробка передач;

  • Промежуточный карданный вал;

  • Раздаточная коробка;

  • карданные валы к ведущим мостам;

  • Главная передача;

  • Дифференциал;

  • Полуоси;

  • Шарниры равных угловых скоростей;

  • Коробка отбора мощности.

В состав трансмиссии гусеничных машин (например, танка) в общем случае входят:

  • Главный фрикцион (сцепление);

  • Входной редуктор («гитара»);

  • Коробка передач;

  • Механизм поворота;

  • Бортовой редуктор.

studfiles.net

Стальной канат: характеристика и предназначение в соответствии с ГОСТ, свойства моделей

Стальной канат является одним из самых распространенных видов проволочных изделий, которые изготавливаются различными методами свивки. Более того, является основным элементом грузоподъемных конструкций и механизмов, который несет в себе всю грузонесущую нагрузку. Такие конструкции применяются в различных отраслях промышленности, например, в горнодобывающей, угольной, нефтедобывающей, машиностроении, сельскохозяйственной и в других. И в связи с этим существует множество видов изделий из стальных прядей и проволок. Более подробно о видах будет рассмотрено в классификации.

Существует очень много классификаций стальных канатов в зависимости от классифицирующего признака. Если в качестве такого признака взять структуру, то стальные канаты могут подразделяться на одинарные, двойные и тройные.

  1. Одинарные представляют собой канаты, свитые из одной или нескольких слоев по спирали. Или иначе их называют спиральные канаты, название которых происходит от метода свивки. Одинарные канаты предназначены для свивки тросов. Тросы изготавливаются из одинарных прядей круглого сечения.
  2. Двойные — изготавливаются методом концентрической свивки прядей в 1 или несколько слоев. Они предназначены для изготовления более прочных тросов, которые также называются стренгами.
  3. Канаты тройной свивки изготавливаются из стренг, методом однослойной концентрической свивки по спирали.

Помимо, структуры существуют и другие основные классифицирующие признаки. Например, форма сечения, тип плетения, материал сердечника, метод и направление свивки, механические свойства, точность изготовления и предназначение. Тросы стальные могут иметь как плоскую, так и круглую форму сечения. Стальные пряди, из которых плетут тросы также подразделяются по форме сечения на круглые и фасоннопрядные, а вторые, в свою очередь, бывают плоскопрядными и трехгранопрядными.

По типу плетения канаты классифицируются как:

  • изделия из проволок, в которых слои касаются точечным методом, такой тип плетения называется точечное касание (ТК);
  • изделия, состоящие из слоев проволок касающихся между собой линейным методом, такой тип плетения называется линейным касанием и обозначается как ЛК;
  • в таких изделиях используются проволоки одинакового диаметра, условно они обозначаются как ЛК-О;
  • тип плетения, при котором, проволоки в последнем слое, имеют разный диаметр, условное обозначение ЛК-Р, указывает на линейной касание;
  • ЛК-З, тип плетения при котором, проволоки касаются линейно и между собой и с проволоками заполнения;
  • ЛК-РО — как видно из, аббревиатуры такие проволоки включают в себя пряди плетенные линейно, имеющие разный диаметр.
  • ТЛК — представляют собой комбинацию первых двух видов. То есть, проволки соприкасаются линейно-точечным методом.

По материалу сердечника различают — с органическим сердечником, то есть, в центре прядей изготовлен из синтетических либо натуральных волокон как манила, пенька, хлопок, капрон, лавсан, вискозы и т. д.

По методу плетения выделяются раскручивающиеся и нераскручивающиеся, которые отличаются друг от друга тем, что вторые сохраняют первоначальное положение прядей, после использования. Плетение может быть как по направлению вправо, так и влево. Чтобы определить направление нужно посмотреть на последний слой, в зависимости от структуры он может состоять из проволок или прядей, например, в одинарной свивке наружный слой состоит из проволок, а в двойной — из прядей, и в тройной свивке из из стренг.

По механическим свойствам канаты делятся на три типа исходя из качества изделия, соответственно на нормальное, высокое, повышенное качество. Все три типа имеют свои условные обозначения марка1, марка ВК и марка В.

Существует классификация еще по одному немаловажному признаку — точность изготовления. По точности канаты бывают нормальной точности и соответственно повышенной точности, которое обозначается как Т. Повышенная точность от нормальной отличается наличием предельного отклонения по диаметру троса.

Предназначение стальных канатов

Как уже было сказано выше, тросы из стали являются основными грузонесущими элементами любого грузоподъемного механизма. Например, подъёмного крана, буровой установки, экскаваторов, грузовых и пассажирских лифтов и других. Помимо этого, стальные тросы применяются в качестве материала для изготовления грузозахватных и других прочных приспособлений, способных выдержать огромные механические нагрузки. Поэтому важно подходить к выбору таких изделий с большой ответственностью. На сегодняшний день на рынке представлен широкий ассортимент тросов и канатов изготовленных из стали, и в связи с этим покупатель сталкивается с проблемой выбора.

Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо разбираться во всех особенностях и нюансах, на изучение которых могут уйти годы. Поэтому специалисты рекомендуют обращаться к профессионалам при покупке стальных изделий. Но тем не менее существуют критерии, которых придерживаются и профессионалы, и стоит придерживаться рядовым покупателем.

Критерии могут зависеть от признака, который берётся за основу. Однако существует и общепризнанные правила выбора по качеству и предназначению, эти правила называются ГОСТ. В ГОСТе представлена более точная и подробная классификация всех известных видов стальных тросов и изделий. В соответствии с этой классификацией различают основные параметры, на которые стоит обратить внимание при покупке:

  • предназначение, канаты и тросы бывают разные и предназначаются для разных целей, поэтому важно уточнить этот параметр;
  • тип конструкции, которая определяется количеством прядей в канате;
  • метод и направление свивки;
  • прочность;
  • материал сердечника;
  • характеристики и свойства проволоки и другие.

Канаты стальные ГОСТ изготавливаются по требованиям технологического регламента, утвержденного государственными органами. Поэтому наличие отметки соответствия ГОСТу говорит о качестве изделия. Поскольку каждый вид изделия приведенного в классификации должен быть изготовлен из определенных материалов и по особой технологии которая утверждена в ГОСТ.

Например, трос стальной ГОСТ 5269 , материал сердечника для такого троса должен соответствовать перечню, приведенному в ГОСТ, то есть в качестве материала может использоваться пенька, сизаль и полипропилен, джут, химические и хлопчатобумажные волокна должны соответствовать нормативной документации.

Так же, как и в случае с предназначением каждого из видов, в Госте прописано все до мельчайших подробностей о том, какой канат где применяется. Знание ГОСТ позволяет выбрать качественное и надежное изделие, и этим знанием пренебрегать не стоит.

tokar.guru

Стальные канаты

11

Работа 12

СТАЛЬНЫЕ КАНАТЫ И ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ УСТРОЙСТВА

Цель работы: изучить назначение, устройство, правила выбора и браковки стальных канатов и грузозахватных устройств: крюков, стропов, траверс и захватов.

Канат – гибкое изделие, изготовленное из стальной проволоки или из волокон растительного, синтетического и минерального происхождения

Стальные канаты применяют в механизмах грузоподъемных машин в качестве гибкого тягового органа (грузовые), для изготовления стропов, обвязки и крепления грузов (чалочные), для передачи усилий в механизмах (тяговые). Для изготовления канатов используют светлую проволоку из мартеновской углеродистой стали диаметром от 0,2 до 5 мм и расчетным пределом прочности при растяжении 1370 - 2350 Н/мм2 (140 - 240 кгс/мм2).

Применяемые стальные канаты должны соответствовать действующим государственным стандартам и иметь сертификат завода-изготовителя об их испытании. Канаты, не снабженные сертификатом, к использованию не допускаются.

Стальные канаты классифицируют по назначению, конструкции, по типу свивки, материалу сердечника, направлению свивки и другим признакам.

По назначению канаты делятся на грузовые (Г) для перемещения грузов; грузолюдские (ГЛ) для машин, перемещающих грузы и людей.

По конструкции различают канаты (рисунок 12.1):

−одинарной свивки (спиральные канаты), из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев;

−двойной свивки, проволоки предварительно свивают в пряди, а затем пряди свивают в канат;

−тройной свивки, свитые из канатов двойной свивки (стренг).

12

Рисунок 12.1 – Канаты стальные:

а– одинарной свивки типа ТК, 1х19(1+6+12) по ГОСТ 3063-80;

б– двойной свивки типа ЛК-Р, 6х19(1+6+6/6)+1о.с. по ГОСТ 2688-80;

в– двойной свивки типа ТЛК-О, 6х37(1+6+15+15)+1о.с. по ГОСТ 3079-80;

г– двойной свивки типа ТК, 6х19(1+6+12)+1х19(1+6+12) по ГОСТ 3067-88;

д– канат с точечным касанием ТК; е – канат с линейным касанием ЛК;

ж– канаты левой и правой свивки; и – измерение диаметра каната

Канаты одинарной свивки обладают повышенной жесткостью, поэтому их применяют только для различного рода оттяжек. В механизмах строительных кранов применяют преимущественно канаты двойной свивки, шестипрядевые с органическим сердечником. Канаты тройной свивки в грузоподъемных машинах в настоящее время не применяют.

13

Материал сердечника каната может быть органическим (о.с.) или металлическим (м.с.). Для органического сердечника чаще всего используют пеньку, сизаль или хлопчатобумажную пряжу, пропитанные при изготовлении смазкой. В качестве металлического сердечника используют прядь каната, свитую из мягкой проволоки с пределом прочности 680...880 Н/мм2 (70...90 кгс/мм2). Канаты с металлическим сердечником применяют при многослойной навивке на барабан и работе при повышенных температурах.

По направлению свивки различают канаты левой (Л) и правой свивки. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов различают

канаты односторонней свивки, когда направление свивки прядей и проволок в прядях совпадают; и канаты крестовой свивки, когда направление свивки прядей в канате и проволок в прядях противоположно. Канаты крестовой свивки обладают меньшей гибкостью, чем канаты односторонней свивки, но они менее подвержены кручению и деформации при огибании блоков. Их применяют при гладких барабанах механизмов машин.

По типу свивки прядей различают канаты:

ТК – с точечным касанием отдельных проволок между слоями; ЛК – с линейным касанием отдельных проволок между слоями;

ЛК-О – с линейным касанием проволок между слоями и одинаковым диаметром проволок по слоям пряди;

ЛК-Р – с линейным касанием проволок между слоями и разным диаметром проволок в наружном слое пряди;

ТЛК – с комбинированным точечно-линейным касанием проволок.

В зависимости от условий эксплуатации применяют канаты без покрытия или с покрытием. Проволоки прядей могут иметь цинковое покрытие для особо жестких (ОЖ), жестких (Ж) и средних (С) агрессивных условий работы, либо пряди или канат в целом покрывают искусственными материалами (П).

По механическим свойствам изготавливают канаты марок ВК, В, I. Марку ВК применяют для ответственных случаев (транспортирование людей, химически активных или взрывчатых веществ и т.п.). Для крановых механизмов применяют канаты марок В и I.

Техническая характеристика канатов двойной свивки типа ТЛК-О конструкции 6х37 (1+6+15+15) +1 о.с. по ГОСТ 3079-80 приведена в таблице12.1.

14

Таблица 12.1 – Канаты двойной свивки типа ТЛК-О конструкции

6х37(1+6+15+15)+1о.с. по ГОСТ 3079-80 (выборочные данные)

Диаметр

Маркировочная группа, Н/мм2 (кгс/мм2)

Масса

каната, мм

1370(140)

1470(150)

1570(160)

1670(170)

1770(180)

1000 м

смазанного

Разрывное усилие каната в целом, F0, кН, не мене

каната, кг

11,5

-

-

62,60

66,50

68,75

468,0

13,5

-

-

88,65

94,20

97,10

662,5

15,5

-

-

113,50

121,00

124,00

851,5

17,0

-

-

142,00

151,00

155,50

1065,0

19,5

157,50

169,00

180,00

191,50

197,00

1350,0

21,5

195,00

208,50

222,50

237,00

244,50

1670,0

23,0

225,00

241,50

258,00

274,00

283,00

1930,0

25,0

262,50

281,00

300,00

318,50

328,50

2245,0

Пример обозначения каната при заказе:

12.1.1 Выбор стальных канатов

Проволоки в свитом канате испытывают напряжения растяжения, смятия, изгиба и кручения. При каждом огибаниеи канатом блока или барабана появляются дополнительные напряжения изгиба и смятия в местах соприкосновения проволок с поверхностью ручья. Одновременно, в результате проскальзывания прядей относительно друг друга, а также трения каната о поверхность блока или барабана, происходит истирание проволок. Их диаметр уменьшается, знакопеременные напряжения вызывают усталость металла и происходит разрушение наружных, а затем и внутренних проволок. Напряжения, возникающие в материале проволок, зависят от многих факторов (конструкции и диаметра каната, диаметра проволок, числа прядей, материала сердечника, смазки и др.), но основными являются величина натяжения каната и отношение диаметров блока и барабана к диаметру каната. Эти два параметра в основном определяют срок службы каната.

15

При выборе каната его рассчитывают на растяжение с регламентированным коэффициентом использования (коэффициентом запаса прочности) при обязательном соблюдении отношения диаметра блока или барабана к диаметру каната. По правилам Госгортехнадзора канат выбирают по его разрывному усилию в целом из условия:

Fp = S Zp ≤ Fo

где Fр – расчетное разрывное усилие каната в целом, Н;

S – наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста, если он применяется (без учета динамических нагрузок), Н;

Zр – коэффициент использования (запаса прочности) каната, зависящий от назначения и группы классификации (режима) механизма (таблица 12.2); Fо – разрывное усилие каната в целом, Н, принимаемое по сертификату

на канат, а при проектных работах – по таблицам стандарта (таблица 12.1). Для канатов, применяемых для изготовления стропов коэффициент

использования (запаса прочности) Zр≥6.

Натяжение ветви каната S для механизмов см. лабораторную работу 3, а

для стропов определится:

=

∙ ∙

2

где Q – масса поднимаемого=груза, кг;

, Н

g – ускорение свободного падения, g=9,81 м/с ;

n -–число ветвей стропа, на которые подвешен груз; α – угол наклона ветви стропа к вертикали, град.; m =1 / cosα – коэффициент, равный:

при α=0, m=1; при α=30°, m=1,15; при α=45°, m=1,42; α=60°, m=2,00

Для стропа с числом ветвей, воспринимающих расчетную нагрузку, более трех в расчете принимают n=3. Если в стропах имеются устройства, создающие равномерные натяжения всех ветвей, то n принимается равным их фактическому значению.

Диаметры барабана, блока и уравнительного блока по правилам Госгортехнадзора определятся соответственно:

Dб≥h2 d; Dбп≥h3 d; Dбп.у≥h4 d.

где d - диаметр каната;

h2, h3, h4 – коэффициенты выбора диаметра барабана, блока и уравнительного блока (таблица 12.2).

studfiles.net

Стальные канаты

Стальные канаты являются сложным и ответственным видом проволочных изделий. Они имеют большое число типов и конструкций и различаются по форме поперечного сечения как самого каната, так и его элементов, а также по физико-механическим характеристикам проволок и сердечников.

Стальные канаты, изготовляемые из большого числа отдельных проволок, обладают повышенной прочностью и малой изгибной жесткостью, что обуславливает их широкое применение в кранах. Конструкция канатов нормирована рядом ГОСТ; технические условия на канаты, изготовляемые из круглых проволок, установлены по ГОСТ3241-80, на канаты закрытые несущие – по ГОСТ 18899-73, на остальные канаты – по соответствующим ГОСТ. Согласно ГОСТ 3241-80 по конструкции различают канаты: одинарной свивки из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев; двойной свивки, состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев; тройной свивки из свитых канатов двойной свивки (стренг). Канаты двойной свивки с противоположным направлением свивки прядей по слоям имеют меньшее стремление к кручению, чем канаты с одним слоем прядей.

С точечным касанием (ТК) С линейным касанием (ЛК)

Применяемые для кранов канаты и пряди в канатах имеют круглое и поперечное сечение.

По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки различают канаты: ТК – с точечным касанием проволок между слоями; ЛК – с линейным касанием проволок между слоями; ЛК- О – с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди; ЛК-Р – с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди; ЛК-З – с линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения; ЛК-РО – с линейным касанием проволок между слоями и имеющие в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра; ТЛК – с комбинированным точечно-линейным касанием проволок.

Канаты, работающие на блоках и барабанах с полукруглой канавкой, следует выбирать с прядями ЛК, так как их долговечность в 1,5 – 2 раза больше, чем канатов с прядями ТК.

По материалу сердечника различают канаты: о.с. – с органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов, предохраняющим благодаря пропитке смазкой внутренние части каната от коррозии и способствующим уменьшению истирания проволок; м.с. – с металлическим сердечником.

В канатах двойной свивки обычно применяют органическе сердечники. В горячих цехах используют асбестовые или металлические сердечники. Металлические сердечники применяют также при многослойной навивке на барабан.

По способу свивки различают канаты: Н- нераскручивающиеся (пряди в канатах двойной и тройной свивки, наружные пряди многопрядных канатов, проволоки в канатах одинарной свивки сохраняют свое положение после снятия перевязок и заварки с конца каната, при этом металлические сердечники можно изготавливать раскручивающимися); Р – раскручивающиеся (стренги, пряди и проволоки не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок и заварки с конца каната).

Нераскручивающиеся канаты благодаря предварительному изгибу проволок имеют меньшее стремление к кручению и образованию узлов и петель и обладают большей долговечностью.

По направлению свивки различают канаты правой свивки и левой (Л)

Правая свивка Левая свивка

Направление свивки каната определяется: для канатов одинарной свивки – направлением свивки проволок наружного тслоя; для канатов двойной свивки – направлением свивки прядей наружного слоя; для канатов тройной свивки – направлением свивки стренг в канатах.

Направление свивки имеет значение только при гладких барабанах.

При подвеске крюка или грейфера на двух и более ветвях для уменьшения кручения следует применять канаты разной свивки.

По сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах двойной и тройной свивки различают канаты: крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположно); О – односторонней свивки (направление свивки каната и свивки прядей по наружным проволокам одинаково) (рис. А); К- комбинированной свивки (с чередующимися через прядь направлениями свивки прядей).

Крестовая Односторонняя

Для подъемных кранов, а также при работе канатов на блоках с канавками с подрезом и клиновидными и на плоских ободах, рекомендуется крестовая свивка. В случае, когда конструкция механизма исключает возможность кручения каната (например, тяговые канаты, канаты механизмов изменения вылета стрел) и при этом применены полукруглые канавки и однослойная навивка, рекомендуется односторонняя свивка.

Канаты тройной свивки изготавливают только крестовой свивки.

По степени крутимости различают канаты: крутящиеся (с одинаковым направлением всех прядей в стренг); МК – мало крутящиеся (многослойные многопрядные и одинарной свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям).

По механическим свойствам различают канаты из проволоки марок В, I и II. Марку В следует применять только в особо ответственных случаях. В остальных случаях для крановых канатов рекомендуется применять проволоку марки I.

По виду покрытия поверхности проволок в канате различают канаты: без покрытия; ОЖ – с цинковым покрытием проволоки для особо жестких агрессивных условий работы; Ж – с цинковым покрытием проволоки для жестких агрессивных условий работы; С – с цинковым покрытием проволоки для средних агрессивных условий работы; П – с покрытием каната или прядей искусственными материалами.

Для кранов применяются канаты грузового назначения, обозначаемые буквой Г, канаты грузолюдскогоназначения обозначают буквами ГЛ.

По точности изготовления различают канаты нормальной точности и повышенной (Т).

Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву проволок принимается обычно в пределах 1372-1764 МПа (140-180 кгс/мм кв.), изредка до 1960 МПа (200 кгс/мм кв.).

По механическим свойствам проволоки: марки ВК - высокого качества, марки В - повышенного качества, марки 1 -нормального качества;

По прочностным характеристикам: с маркировочными группами временного сопротивления разрыву - 1370 (140), 1470(150), 1570(160), 1670(170), 1770(180), 1860(190), 1960(200), 2060 (210), 2160(220).

Канаты маркировочных групп 1370(140) - 1770(180) изготавливаются серийно, остальные по согласованию.

По виду покрытия поверхности проволоки: без покрытия: с цинковым покрытием - для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ), для жестких агрессивных условий работы (Ж), для средних агрессивных условий работы (С).

По назначению каната: грузолюдские (ГЛ) для подъема и транспортировки людей и грузов; грузовые (Г) - для транспортировки грузов.

По материалу сердечника: с органическим сердечником (о. с.) из натуральных или синтетических материалов; с металлическим сердечником (м. с.).

По направлению свивки элементов каната: правой свивки, левой свивки (Л).

По сочетанию направлений свивки каната и его элементов: крестовой свивки - направление свивки прядей в канате противоположно направлению свивки проволок в прядях; односторонней свивки (0) - направление свивки прядей в канате и проволок в прядях одинаковое.

По степени крутимости: крутящиеся - с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести- и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечниками);

малокрутящиеся (МК) - с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям в многослойных, многопрядных канатах и в канатах одинарной свивки.

По способу изготовления: нераскручивающиеся (Н) - элементы каната сохраняют свое положение после снятия вязок с концов каната и удаления заварки торца; раскручивающиеся; рихтованные (Р).

По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки: с точечным касанием проволок между слоями (ТК); с линейным касанием проволок между слоями (ЛК); с комбинированным точечно-линейным касанием проволок между слоями (ТЛК).

По точности изготовления: нормальной точности; повышенной точности (Т); с ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната.

Код смазкиСердечник органическийСердечник металлический Пряди каната Канат
пряди в целом
S(A)без смазкибез смазкибез смазкибез смазкибез смазки

www.rostprom.com


Смотрите также